Автоматизация розничного магазина

Ни для кого не секрет, что скорость жизни современных потребителей, особенно в крупных городах, стремительно растет, интернет выводит конкуренцию на невиданный ранее уровень, потребительские привычки год от года изменяются, покупатели требуют комфортного и качественного сервиса. Не автоматизированному магазину в таких условиях сложно конкурировать с более расторопными коллегами: в ручном режиме скорость обработки каждой продажи невысока, появляются задержки в обслуживании и очереди, невозможность автоматизированного учета и контроля обостряет проблему пересортицы, и все это вместе вызывает недовольство клиентов, которые и без того становятся все менее лояльными в текущей рыночной ситуации.

автоматизация магазина

Эти проблемы призвана решить автоматизация магазина. Использование современных технологий позволяет ускорить и упростить бизнес-процессы для уменьшения человеческого фактора, улучшения учета и обеспечения качественного сервиса. Автоматизация обеспечивает преимущества даже небольшому торговому павильону в формате «у дома»:

  • Системы автоматизации совместимы с системами маркировки и учитывают продажи любой продукции (как весовой, так и алкогольной или разливной), формируют отчетность и отправляют фискальные данные онлайн;
  • Данные о наличии товаров, приходе и списании доступны руководителю в режиме онлайн, нет необходимости закрывать магазин на инвентаризацию и отрывать персонал от рабочих обязанностей;
  • Автоматизация минимизирует ошибки в учете, снижает риски пересортицы, предотвращает кражи товара персоналом;
  • За счет повышения скорости обслуживания и внедрения безналичной оплаты уменьшаются очереди, покупатели получают быстрое обслуживание, а бизнес — растущую прибыль.

Для более крупных магазинов автоматизация уже давно стала насущной потребностью.

Когда говорят об автоматизации интернет-магазина, обычно существует достаточно полное понимание того, в каком направлении двигаться, что и как сделать, чтобы минимизировать ручной труд. Это особенность самой бизнес-модели, которая с момента планирования предполагает наличие цифровых каналов и инструментов, объединенных друг с другом, а также возможностей интеграции их с другими каналами. Если говорить о розничном магазине, открытом как шоурум или пункт самовывоза при интернет-магазине, возможности автоматизации подразумевают чаще всего только оборудование кассы и подключение POS периферии.


Читайте также:

Автоматизация интернет-магазина

Разработка голосовых роботов


Что же делать тем, кто стартовал с открытия небольшой розничной точки, работающей оффлайн (это может быть продуктовый магазин или павильон в торговом центре), а в процессе развития бизнеса «королевство стало маловато»? Давайте разбираться.

Самый первый вопрос, который необходимо рассмотреть — что же все-таки считать автоматизацией оффлайн-магазина. Если говорить о переходе от работы «в тетрадке» на использование минимально необходимого комплекта оборудования для магазина розничной торговли, необходимо будет приобрести компьютер для места кассира, онлайн-кассу или фискальный регистратор с печатью чеков, POS-терминал для безналичных расчетов, денежный ящик, сканер штрих-кодов, табло покупателя. Также, в зависимости от сферы деятельности, могут потребоваться весы с функцией печати этикеток или дополнительные приспособления, например пистолеты для крепления этикеток к одежде. Для достаточно крупного магазина, скорее всего, потребуется установка камер видеонаблюдения: в зоне кассы камера будет фиксировать процесс продажи и поможет решать конфликты с

клиентами, камера в зале позволит наблюдать за работой продавцов и выкладкой товара, а камера на складе убережет от краж, совершенных сотрудниками. Этот набор опционален и его наполнение зависит от пожеланий руководителя магазина.

Однако обычно, когда говорят об автоматизации торговой точки, подразумевают, что автоматизировать необходимо практически все процессы: приемку товара, обслуживание клиентов, складской учет и даже начисление заработной платы сотрудникам. Поэтому кроме непосредственно оборудования торговой точки самым необходимым, потребуется приобрести и программное обеспечение для торгового и складского учета, создания штрих-кодов, отправки фискальных чеков в налоговую и печати первичных документов. Такое ПО может быть как «коробочным», так и «облачным» решением (то есть работать через интернет), среди его функций могут быть (или отсутствовать) функции для интеграции с интернет-магазином, аналитики и подключения программ лояльности.

Например, если ритейлер приобретет плохо интегрируемые между собой оборудование и программные продукты, ему придется решать вопрос объединения разнородных данных, и либо дорабатывать систему под собственные нужды, либо прибегать к ручному вводу, которого при автоматизации магазина как раз и хочется избежать. Желательно с самого начала планировать такую инфраструктуру, которая позволит в реальном времени объединять разные платформы, приложения и устройства, и выбирать программное обеспечение, способное работать с различными устройствами, либо выбирать одного поставщика и быть готовым к тому, что стоимость перехода на другое ПО и оборудование будет весьма высокой.

При выборе между отечественными и иностранными поставщиками необходимо учитывать не только курсы валют, которые напрямую сказываются на затратах на поддержку этих систем, но и способность разработчиков оперативно вносить правки в программное обеспечение вслед за изменениями в законодательстве. Иностранные компании не всегда в курсе российской действительности, а доработки могут вылиться в круглую сумму.

Важно не забывать и про возможности масштабирования. Сможет ли бизнес при благоприятных условиях быстро развернуть сеть, или решение способно закрывать только потребности одного магазина? Если собственник бизнеса после удачного запуска одного магазина планирует увеличивать их количество, необходимо сразу предусмотреть запас функциональности «на вырост».

Существуют и маркетинговые потребности, которые может и должно закрывать программное обеспечение для розничного магазина. Речь идет как о качественном учете товарных остатков, так и о возможности быстро реагировать на действия конкурентов. Например, быстро адаптировать собственные цены в ответ на действия конкурентов, добавляя скидки на товары или группы товаров, подключать «счастливые часы» (например, скидки на скоропортящиеся продукты в конце рабочего дня).

В попытках повысить лояльность покупателей ритейлеры активно используют программы лояльности, а значит, программное обеспечение должно допускать реализацию таких программ. Причем желательно, чтобы существовало несколько возможных вариантов в зависимости от сферы деятельности и частоты совершения покупок, а также различные способы реализации, например, как выпуск физически существующих карт, так и рассылка электронных, которые покупатели получат на свой смартфон и смогут показать штрихкод на экране в момент совершения покупки. Наличие базы покупателей часто дает и дополнительные возможности, например возможность делать рассылки с прекламными предложениями по SMS и в мессенджеры.

Не стоит забывать и о возможности отслеживания KPI каждого сотрудника, для применения сложных мотивационных схем в оплате труда. Современные системы позволяют считать процент от продаж, количество обслуженных покупателей, премии за выполнение плана и обновлять значения после каждого пробитого чека.

Для того, чтобы сделать правильный выбор среди имеющихся предложений по автоматизации торговой точки, необходимо разработать общую концепцию автоматизации. Если в настоящее время речь идет о единичном магазине, то для его автоматизации потребуются небольшие вложения и изменения в процессах работы, однако если амбиции собственника предполагают развитие бизнеса, необходимо заранее учитывать потребности растущей компании. В этом случае вместо нескольких несвязанных между собой устройств и программных продуктов лучше выбрать единое решение. Приобретая технику и ПО, необходимо проверять не только совместимость и репутацию компании, но и наличие сервисных центров в регионе, а также скорость и условия реагирования на проблемы.

Нельзя не упомянуть и о том, что современные условия диктуют необходимость выхода в цифровые каналы даже тем, кому они ранее не были необходимы. Остается надеяться, что локдаун-2020 не повторится, но оффлай-ритейл должен быть готов в любой момент открыть как минимум онлайн-витрину, что позволяют сделать существующие на рынке решения для автоматизации розничной торговли. Любое торговое предприятие может быть создать электронный каталог и разместить его онлайн, сконструировать собственное мобильное приложение, использовать различные формы для связи. Все это может работать в связке с email, SMS и мессенджерами.

Подводя итог, хочется обозначить правильную последовательность шагов для автоматизации розничного магазина.

Прежде всего, необходимо сформулировать концепцию автоматизации — будет ли автоматизация полной или частичной, каковы стратегические намерения собственника.

Затем необходимо предусмотреть наличие свободных денежных средств, возможность обучения персонала, наличие места для установки техники (возможно, потребуется приобрести новые полки и стеллажи, либо переформатировать пространство магазина).

Далее можно выбирать оборудование и программное обеспечение, обращая внимание на предоставляемый функционал, репутацию поставщика и особенности обслуживания,

Совместно с выбранным подрядчиком определяются этапы внедрения системы и реализуемые интеграции.

Наконец, после запуска системы работа над ней не заканчивается: необходимо заложить время на обучение сотрудников, отладку и оптимизацию системы.

Статья для журнала «Управление магазином»

 


Задумываетесь об использовании чат-ботов или голосовых роботов, хотите улучшить бизнес-процессы в CRM?
Узнайте, что можно автоматизировать в вашем бизнесе, в AI samurai >>


Поделиться с друзьями

Может быть интересно