Бесплатный интернет-маркетинг

Этот пост зрел с самого начала кризиса. Когда только объявили вот это вот все, я, в рамках своей собственной программы по поддержке МСП, разместила пост в своих аккаунтах в соцсетях, что готова помочь, ответить, рассказать и даже сделать.

И вот я заметила такую интересную тенденцию, что основной запрос выглядит так: «у нас денег нет, так мы решили узнать, как надо, а потом наша (Маша) это сделает, бесплатно». То есть некая условная Маша, существующая штатная единица, сделает то, что консультируемый считает доступной для нее деятельностью.

И вот на этом месте у меня рвется шаблон, потому что я плохо себе представляю бесплатные услуги для бизнеса (если, конечно, подрядчик не безнадежный альтруист, но такие не выживают на длительных временнЫх отрезках). А если штатная Маша что-то делает для бизнеса, в котором работает, значит стоимость результата — это Машина зарплата. И никак не меньше.

То есть, если Маша будет «бесплатно» вести корпоративный фейсбук, тратя на него 2 часа в день или 1 неделю в месяц, значит стоить этот SMM будет ¼ Машиной зарплаты (плюс ¼ сопутствующих выплат). То есть, если Маша получает на руки 40 тысяч, из них 10 тысяч + выплаты в ПФР и ФОМС пойдут на оплату SMM. Итого практически 15. Та же картина, если штатный айтишник Паша переделывает сайт компании и тратит на это месяц: стоимость сайта равна зарплате Паши. Сотрудница Даша настраивает рекламную кампанию? Оплата за счет работодателя. И так далее.

интернет-маркетинг

Более того, нужно понимать, что Маша в то время, которое будет тратить на SMM, не будет выполнять какие-то другие обязанности, которые у нее были ранее. Просто потому, что в сутках всего 24 часа, а в рабочем дне их 8. И если Маша ранее была полностью загружена, то, чтобы что-то втиснуть в ее день, нужно оттуда что-то убрать. Конечно, если Маша загружена не была, тогда хоть чем ее нагрузить, уже польза для дела, но тогда встает вопрос, откуда в компании взялся настолько недогруженный сотрудник?

Аналогичная ситуация и с разного рода сопутствующими процессами. Мне за эти недели раз шесть попалось упоминание листовок в подъездах как решение кризиса в очередном микробизнесе. Почему-то это считается бесплатным, когда «на интернет денег нет».

Я вот тут посчитала: во-первых, себестоимость, бумага и картридж — это же не один листочек напечатать, а по умолчанию мало у кого стоит профессиональное МФУ. Во-вторых, кто-то должен пойти это все расклеить по подъездам и разложить по почтовым ящикам, и это точно не бесплатно. Учитывая, что конверсия из бумажки на подъезде во внимательно прочитавшего крайне низкая (когда ЖЭУ пишет, что отключат воду, это весьма часто оказывается сюрпризом для половины подъезда), а в почтовые ящики в наше время залезают мало, лучше всего пройтись по этажам и разместить листовки где-то в щелях дверей и т. п. А теперь прикинем, за сколько такой человек обойдет радиус 2 км, входя в каждый подъезд (а подъезды закрыты на домофоны, ждать под дверью будет долго) и проходя по этажам, сколько потребуется листовок и тонера. А если принтер не профессиональное МФУ, а тираж таких листовок большой, можно очень легко попасть на ремонт, замену запчастей или даже принтера целиком (цена лазерного МФУ начинается от 8 тыр). Так еще и в бизнес-центры, где кто-то может работать и им можно оказывать какие-то услуги, никакие листовки не пропустят.

При этом в интернетах бюджеты начинаются от 300 рублей, можно делать запуски по географическим ориентирам, запускать в нужное время (например, в обед, или поздно вечером), и для этого не надо ходить по улицам. Как пример, тестила недавно для клиентов рекламу услуги в инстаграм: 2 дня, 446 рублей (с учетом НДС), 17 кликов + 1 потенциальный клиент начал общаться в комментариях. И это только первый тест, без оптимизации. Конечно, это частный случай, но ведь на то и существуют тесты, чтобы оценить возможности.

Я понимаю, что в ситуации, когда надо и людей по домам распустить, и зарплату заплатить, можно наверное и потратить их время на разнос листовок (хотя у нас там что-то с самоизоляцией, вроде как нарушение, нет?). Но выполнение работ штатными сотрудниками, которые никогда этих работ не выполняли, часто бывает: 1) долго, 2) с потерей в качестве, 3) на выходе дороже, чем отдать их на аутсорс.

Единственное условно бесплатное — это когда вы делаете что-то сами, и в то время, когда лежали бы на диване. Иначе даже себе можно посчитать упущенную прибыль, которую вы не получили, пока вместо основной деятельности занимались новой и непривычной. В любом другом виде «бесплатно» чаще всего совсем не бесплатно, а иногда даже очень дорого.

 


Ищете решение маркетинговой задачи? Нужен специалист по digital-маркетингу?
Загляните в раздел Услуги >>


Поделиться с друзьями

Может быть интересно